2015 деревня Засосье 
(с) Проектная мастерская Ксении Ковальски

RSS Feed
  • Instagram Social Icon
  • Vkontakte Social Icon

Семёнов день - продолжая традиции.

August 21, 2017

17 сентября приглашаем всех проводить лето в лучших русских традициях!

III этнофестиваль Семёнов день в этом году пройдет во Всеволожском районе Лен.области, в гостеприимном месте - усадьбе "Рутения". Мы перенесёмся на сто с лишним лет назад и окажемся на праздничной сельской ярмарке, где народ гуляет и поёт, невесты красуются в лучших нарядах, а молодцы показывают свою удаль. 
Форма заявки для фольклорных коллективов и исторических реконструкторов. 

Страница мероприятия ВКонтакте


История праздника.
14 сентября православный мир почитает память преподобного Симеона Столпника - христианского святого, аскета, известного самоотверженным служением Богу и человечеству. В народе этот день больше известен под названиями «Семен Летопроводец» или «Семенов день». По старому стилю он праздновался 1 сентября и знаменовал собой не только начало осени, но и наступление нового года, а потому повлек за собой множество обрядов и примет. 

 
Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени ("Семен лето провожает"). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или "старое" бабье лето ("Семен бабье лето наводит"), которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси "Семенскою". Об этом времени говорили: "Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!"

С Семенова дня начинались засидки, т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

 Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен.

В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур ("Семен-день - семена долой", то есть семена сами выпадают из колосьев); завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй"); солили огурцы.

 С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы. Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что "от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи".

 

В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: "Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье".

С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что "пироги напечены и мед наварен". Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую "пиво варить", которая начиналась песней: "Ай, на горе мы пиво варили,

Ладо мое, Ладо, пиво варили!

Мы с этого пива все вкруг соберемся;

Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!"

(Коринфский А.А. 1995. С. 365).

 

В Семенов день принято было хоронить мух и тараканов. Говорили: "В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме"; "Убьешь муху до Семена-дня - народится семь мух; убьешь после Семена-дня - умрет семь мух".

Похороны устраивали девушки. Для чего они одевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с "шутливой торжественностью", иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривали:

"Муха по мухе, летите мух хоронить" или "Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь" (Максимов С.В. 1994. С. 409 - 410).

 Обряд сопровождался песнями:

"Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком - Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали".

(тверск.; Некрылова А.Ф. 1989. С. 338).

 

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест.

Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что "с Семена-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) - свадебные недели"...

 

 

 

Please reload

О главном

Лучшее событие года

October 28, 2018

1/10
Please reload

February 8, 2019

August 26, 2018

July 20, 2018

May 22, 2018

Please reload

Архив